kettenkrab (kettenkrab) wrote,
kettenkrab
kettenkrab

Categories:

Grumman Avenger в эпичной драме "Мстители". Часть два. Боевое применение и итоги.

Grumman Avenger Title



Боевое применение.

Первый эпизод боевой биографии новорожденного "Мстителя" оказался не очень удачным - первый блин получился настоящим комищем.

Но обо всём по порядку: в феврале 1942 года шесть экипажей эскадрильи VT-8 получили приказ как можно скорее освоить новый тип торпедоносца TBF-1. Но как раз в то время и начались проблемы со злополучным механизмом складывания крыла, так что только 8 мая все зачеты были сданы, и головные экипажи официально освоили самолеты.

На Мидуэй эта шестерка прибыла только 1 июня. А когда на расвете 4 июня обнаружились основные силы Императорского флота, то на их уничтожение подняли всё, что можно, и шесть "Эвенджеров" под командованием лейтенанта Фейберлинга отправились в торпедную атаку. А поскольку об обеспечении  истребительного прикрытия никто не позаботился, то тяжелые торпедоносцы стали просто прекрасной мишенью для группы из 18 "Зеро", которые сходу сбили два самолёта. Американцы попытались сбросить японцев пикированием на полном газу до высоты 150 футов, но японцы их догнали и атаковали снова, сбив еще три машины.

В воздухе остался только самолёт энсина Эрнеста (Ansign - звание в ВМС США, соответствует мичману), которому пришлось пролететь еще 25 км до японского авианосца, а потом, маневрируя, скинуть скорость для торпедной атаки. За это время убили верхнего стрелка Мэннинга. Штурмана радиста и самого Эрнеста ранили, а вывалившееся из-за перебитой гидравлической магистрали хвостовое колесо перекрыло сектор обстрела нижнему пулемету. В добавок ко всему, была перебита тяга управления рулем высоты, но пилот сумел удержать машину в воздухе отчаянно работая триммером. Сбросив торпеду по первой попавшейся цели Эрнест сразу повернул домой и, сумев перодолеть 600 км сел на пляж Мидуэя.

TBF-1 4 june 1942 VT-8
Совершивший вынужденную посадку TBF-1 энсина Эренста из VT-8, 4 июня 1942 года.



Turret of damaged Avenger VT-8 4 june 1942
Разбитая турель "Эвенджера" энсина Эрнеста, 4 июня 1942 года.


Итог - из шести вылетевших машин сбито пять.

Но при всех тяжелых потерях американской авиации в битве при Мидуэе удалось нанести тяжелейший удар по Императорскому Флоту Японии - они потеряли четыре тяжелых авианосца и две с половиной сотни самолётов.

Дальше - больше. Во время битвы за Соломоновы острова 7 августа "Мстители" тяжело повредили японский авианосец "Рюдзе", в итоге его экипажу пришлось затопить корабль. Следующей жертвой вездесущих торпедоносцев стал линкор "Хиэй": Утром 13 ноября 1942 года в него угодил торпедой "Эвенджер" из VSMB-131, и линкору пришлось сбросить скорость до пяти узлов. Для добивания раненого гиганта с "Энтерпрайза" подняли пятнадцать TBF-1 под руководством лейтенанта Коффина и в 11.20 они вышли на цель. Японцы отчаянно сопротивлялись - по американским торпедонсоцам стреляло всё, что могло вообще стрелять - от пулеметов до главных калибров, всю эскадру заволокло гиганстким облаком из огня и дыма длиной в несколько миль. Коффин провёл смелую атаку, почти не снижая скорости, и американские пилоты добились еще трех торпедных попаданий. Чуть позже с "Энтерпрайза" взлетела еще одна шестерка "Эвенджеров" и всадила еще две торпеды в линкор. А вечером на "огонёк" заглянула группа "Донтлессов", но корабль был уже обречен, и адмирал Абэ отдал приказ покинуть судно.

По итогам 1942 года удалось остановить продвижение японцев на юг Тихого Океана, и американцы начали активно восстанавливать и наращивать свои морские силы. Началось настпуление ВМФ США, и всё чаще "Эвенджеры" действовали против маленьких судов и как штурмовики или даже обычные бобмардировщики. Освоение новых профессий прошло очень гладко, так как самолёт уже заслужил репутацию надежной и живучей машины, способной продолжать полёты даже с многочисленными повреждениями.

Надежная "звезда" продолжала работать даже с одним или несколькими выбитыми цилиндрами, или даже нагнетателем  Кроме прочего командованию очень нравился большой ассортимент вооружения, которое мог применять трудяга "Эвенджер". Бомбовая нагрузка в 2.000 фунтов могла набираться или одной 2.000-фунтовой фугасной бомбой, или двумя 1.000-фунтовыми боеприпасами, или четырьмя 500-фунтовыми фугасками, или двенадцатью 100-фунтовых бомб. А с 1943 года стала широко применяться 1.600-фунтовая бронебойная бомба.

Особенно пригодилось наличие на самолёте интервалометра - он позволял в пикировании под углом 35-40 градусов сбрасывать имеющиеся боеприпасы с шагом около 18-23 метра, что позволяло при использовании стандартной нагрузки 4х500-фунтовых бомб добиться минимум одного попадания по маневрирующему боевому кораблю, или двух-трех - по транспортному.

Damaged Avenger
ТВМ-3 из эскадрильи VT-82 с авианосца "Беннингтон" после того,
как его подбили зенитным огнём смог вернуться назад.


При этом всю войну "Эвенджеры" оставались основным козырем американского флота при столкновениях с Императорским Флотом.Так, ночью 20 июня 1944 четверка "Мстителей" под командованием лейтенанта Брауна потопила авианосец "Хийо". В ту же ночь 227 американских самолётов,  в том числе и 54 "Эвенджера" повредили два японских авианосца - тяжелый "Дзуйкаку" и лёгкий "Чийода".

Ночные дежураства "Эвенджеров" показали, что их бортовые РЛС эффективно могут обнаружать не только суда, но и самолёты. Случилось даже несколько случаев перехвата японских бомбардировщиков.

Весьма драматичным был перехват в ночь на 23 июня 1944 года, когда экипаж ТВМ-1С, возглавляемый энсином Бургессом из эскадрильи VT-27 с авианосца "Принстон" перехватил японский G4M. Сперва всё шло по маслу - японский двухмоторник был обнаружен с помощью бортовой РЛС. Сблизившись, получилось установить зрительный контакт с самолётом, идущим над самой водой. Бургесс попытался атаковать "Бетти", но после двух безуспешных атак крыльевые пулеметы заклинило, и тогда он попытался прижать противника к воде и зашел сверху. Но японец не упал в воду и упорно продолжал полёт. Огонь нижнего пулемета винтовочного калибра тоже оказался неэффективным, в отчаянии стрелок-радист даже выстрелял магазин по G4M из своего личного пистолета. Но после нескольких перезарядок крыльевые пулеметы заработали, и японца удалось сбить.

К концу войны такие вылеты начали проводить по-другому: "Эвенджеры" работали исключительно на обнаружение и наводили на цель истребители F6F-5N.

В начале сентября 1944 года, а именно второго числа, американские бомбардировщики предприняли налет на базу ВМС Японии на отсрове Титидзима. В том налете один из пилотов эскадрильи VT-51 был ранен, потерял штурмана и стрелка, но удержал поврежденную машину на боевом курсе и сбросил бомбы, и только после этого покинул самолет с парашутом. Абсолютно рядовой налет, если бы не одно "но" - пилота этого звали Джордж Герберт Уокер Буш и  через 45 лет стал сорок первым президентом США. За тот вылет он получил "Крест за летные боевые заслуги". Сам же налет через время стал очередной "малой землей", но американского разлива с соответствующими анекдотами и хохмочками.



George Bush in Avenger
Джорж Буш в своём самолёте.


Barbara Avenger
TBF-1C лейтенанта Буша, на котором он был подбит второго сентября 1944 года,
все его машины имели личное имя "Барбара".


Как раз в это время Объединенный флот Японии сделал последнюю попытку остановить американское наступление. Основную силу в нём составил лимнкор "Мусаси". Это был однотипный с "Ямато" корабль, на пару они являлись самыми мощными в мире линкорами. Прикрытие для них обеспечивали крейсера и 3-я дивизия авианосцев в составе тяжелого "Дзуйкаку" и легких "Дзуйху", "Читозе" и "Чийода",  а также 116 самолетов на них. 24 октября они пытались бомбить корабли третьего Флота США, но не очень удачно - несколько самолетов было сбито, а остальные ели дотянули до Лусона. Там многих пилотов записали в камикадзе, и они потопили "Принстон" и "Сент-Ло". Ценой за это стало то, что на авианосцах осталось всего 30 машин, которые уже не могли защитить линейные силы, и "Эвенджеры" во время массированного налёта всадили 19 (девятнадцать!) торпед в "Мусаси", и он затонул.

На следующий день американцы принялись за авианосцы, отправив в 7.35 на их уничтожение сводную группу из 55 ТВМ-3 и 60 "Хэллдайверов" под прикрытием 65 "Хеллкэтов", навстречу им смогло подняться всего 13 "Зеро", которые пытались задержать американцев до тех пор, пока с палубы "Дзуйхо" взлетит вторая группа истребителей, но метко сброешнная "Хэллдайвером" бомба задержала вылет второй волны на 20 минут, чего хватило американским ударникам для уничтожения "Читозе". В 10.00 подошла вторая группа ударных самолетов и тяжело повредили авианосец "Чийода", который потом добили американские эсминцы и крейсера. Через три часа подошла третья волна "Хеллдайверов" и "Эвенджеров", которые нанесли тяжелейшие повреждения "Дзуйхо", после чего его добил торпедой ТВМ-3. В 13.58 пришёл черед "Дзуйкаку" - последнего японского корабля, участвовавшего в атаке на Пёрл-Харбор. Японский авианосец получил девять бомбовых и семь торпедных попаданий, накренился и в 14.14 перевернулся.

Можно считать, что в тот день "Мститель" подтвердил своё имя по полной программе. В дальнейшем он уже почти не участвовал в морских сражениях, разве что совместно с другими самолётами ВМФ США уничтожил "Ямато".

После этого он больше использовался как штурмовик и бомбардировщик. Например, незаменимыми "Эвенджеры" оказались при штурме Иводзимы - они как оказывали непосредственную поддержку американским наземным войскам, так и уничтожали японские укрепления крупнокалиберными бомбами. При этом их зачастую использовали как обычные, линейные бомбардировщики: с января 1945 года они бомбили промышленные объекты в Индокитае, Корее, Малайе, а с 10 июня они участвовали и в бомбардировках японских островов.


TBMs and SB2Cs dropping bombs
"Эвенджеры" и "Хэллдайверы" бомбят японский город Хакодате, июль 1945 года.

Но Эвенджеры успешно воевали не только против японии, С середины 1942 года они появились на Атлантике, где действовали для прикрытия американских конвоев. Здесь им пришлось осваивать профессию противолодочного самолёта, для этого широко использовались радары и тактика полёта связкой "Hunter-Killer". В таких вылетах "Эвенджер", выполнявший роль "охотника" при обнаружении наводил на цель "убийцу" F4F, вооруженный, как правило, ракетами. Если же лодка успевала скрыться под водой, то на помощь летел сам "Эвенджер" и бросал серию глубинных бомб, а с 1943 года всё чаще стала использоваться самонаводящаяся на шум винтов торпеда Mk.24 Fido.

Перевооружение на "Тарпоны" в FAA (Fleet Air Arm) началось одновременно с поставками новых английских торпедоносцев Fairey Barracuda. Последний оказался конечно весьма шустрой машиной, но истребительному двигателю "Мерлин", а потом и "Гриффон" катастрофически не хватало надёжности, которой у американского "Мстителя" было хоть отбавляй.

В целом, британские "Эвенджеры" внесли свой вклад в победу, пусть он и не был таким громким, как у их заокеанских коллег. Чаще всего они выполянли функцию споровождения конвоев и охоты за подводными лодками, зачастую использую такую же тактику "Охотник-убийца", но при этом "Тарпоны" чаще использовали как ударный компонент связки - поиск цели нередко вели древненькие "Свордфишы", которые были чрезвычайно просты в управлении, и прощали своми пилотам даже грубейшие ошибки, что было очень важно при полётах на малых высотах, и зачастую, в плохую погоду. Хотя иногда связку строили и по американскому образцу - "Тарпон" ищет лодку и наводит обвешанный ракетами истребитель, скажем "Hellcat" или "Wildcat".

В 1944 году английские "Эвенджеры" также участвовали в поддержке наземных войск после высадки в Нормандии и охоте за немецкими самолетами-снарядами Fi-103, также известынми как "Фау-1", заявленно даже об одной сбитой "Эвенджером" такой ракетой, но эти слухи скорее всего являются "охотничьими историями", и к реальности имеют мало отношения.

Во время войны шесть отремонтированных ТВМ-3 англичане передали и в ВВС Австралии, хотя поучаствовать в войне с Японией они так и не успели.

После завершения войны Эвенджеры также попали во Францию, Нидерланды, Бразилии, Уругвая, Новую Зеландию  и Японию.
В основном, это были противолодочные TBM-3S, но Франции и Японии достались тажке TBM-3W, которые использовали для дальнего радиолокационного обнаружения.

Последним военным конфликтом, в котором поучаствовали "Эвенджеры" была Корейская войны, но там они уже играли роль курьерских самолетов, подвозя боеприпасы, медикаменты, передавая послания и вывозя раненных. Рекордсменом в этом ремесле стал капитан МакКалеб, который на своём ТВМ-3Е за одни сутки вывез с прифронтовго аэродрома Кото-Ри 76 раненных.
Зачастую использовались обычные "Эвенджеры", некторое из которых даже сохранили всё свое вооружение.


Итоги.

Детище фирмы Грумман стало этапным для ВМФ США. Это был последний торпедоносец Америки, который за свою долгую и насыщенную карьеру освоил огромное число профессий. За время Второй мировой войны самолёты "Эвенджер" авиации ВМС  и КМП США совершили 46.638 боевых вылета, из них 36.060 с авианосцев и израсходовали 32.737 тонн бомб, ракет и торпед. При этом боевые потери оказалиь невелики: истребители противника сбили всего 47 торпедоносцев, в то время как сами "Эвенджеры" сбили 98 самолётов, в том числе 23 истребителя. Еще 422 "Мстителя" было потеряно от огня зенитной артиллерии.

В целом, "Эвенджер" с момента своего появления твёрдо занял место лучшего палубного торпедоносца в мире, изменить диспозицию не смог даже новейший японский B6N1 и его улучшенная версия B6N2 - по совокупности ЛТХ они проигрывали ТВМ-3Е.

Американский торпедоносец был очень прост в управлении, из-за чего после завершения своей военной карьеры отлично прижился как учебный самолет в военно-воздушных учебных заведениях. Благодаря хорошей динамике он легко уходил на второй круг, причем в этот момент курсант мог спокойно работать элеронами, не боясь сорваться в штопор. Единственным его недостатком на этом поприще был малый противокапотажный угол, что требовало определённой осторожности при работе тормозами на посадке. Курсанты технических специальностей тоже оценили "Эвенджер" - он обладал отличными подходами ко всем важным агрегатам, а на планере не было недостпуных мест, из-за чего обслуживать этот тип самолёта всегда было легко, удобно, а главное что благодаря этому ресурс можно было очень долго продлевать - ряд проданных частным лицам самолётов летали и до 80-х годов, причём это были не музейные экспонаты, а вполне рабочие машины, которые использовали как лёгкие грузовые или почтовые самолеты!

Но увы, время этого самолёта быстро прошло. На смену ему пришли новые машины. Изменилась и сама доктрина ВМФ США - теперь американские военные "несут демократию" малым странам, которые равными противниками для сверхдержавы быть не могут. Соответсвенно, смелые атаки, когда торпедоносцы, невзирая на огонь зенитной артиллерии и вражеские истребители, на всех парах неслись к судам противника для решительного удара ушли в прошлое вместе с героем данного поста.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments